Значение театрализованных игр в развитии детей

Значение театрализованной деятельности невозможно переоценить. Испокон веков театр всегда завораживал зрителей. Театральная игра – это исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку. Человек всегда стремился запечатлеть, осмыслить и показать свою жизнь соплеменникам, поделиться своим пониманием происходящего, своими эмоциями и чувствами, заставить соплеменников сопереживать, осмысливать общественные явления, исторические события, смеяться и плакать, радоваться и грустить вместе.

Театр входит в жизнь человека в детстве. Наверное, самое яркое впечатление в жизни каждого ребёнка оставляет празднование Нового года, Рождества. Сначала всей семьёй наряжают ёлку, готовят костюмы, подарки, песенки и стихи, посвященные этим событиям. Потом к детям приходят Дед Мороз и Снегурочка. И маленькие дети уверены, что эти волшебные персонажи пришли к ним в этот день из сказки, из мира волшебного и необыкновенного!

Значение театрализованных игр в развитии детей

А в детском саду воспитатели вместе с детьми готовят представление у ёлки или кукольный спектакль. Репетиции сами по себе являются захватывающим и увлекательным занятием. Шитьё костюмов, наряды для кукол – дело интересное. Подготовка сцены, декораций требует немалого труда и фантазии. Этот коллективный труд помогает детям сдружиться, стать коллективом. Единым творческим организмом.

И пусть потом, став взрослым, человек улыбнётся искренне и по-доброму, увидев этих персонажей где-то на детском празднике! И снова включится в эту увлекательную и добрую пьесу, забудет на время о тяготах и проблемах взрослой жизни. Пусть вспомнит своё детство.

Эти воспоминания очищают, делают человека мягче, добрее, душевнее. Задача театра, как и вообще искусства – не только развлекать, но и пробуждать в человеке самые лучшие его душевные качества. И особенно важно это закладывать в детском возрасте.

В современном понимании театрализованная игра – форма творческой деятельности в условных ситуациях, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта. Театрализованные игры могут быть самыми разными: кукольные игры, игры теней, игры картинок, игры с непосредственным участием детей и воспитателей как актёров.

Значение театрализованных игр в развитии детей

Театрализованные игры предполагают наличие зрителей. Это могут быть сверстники, дети младшего возраста, родители. Для ребёнка – зрителя театрализованная игра – возможность отдохнуть, раскрепоститься. Для ребёнка – актёра это поле для творческого самовыражения.

С помощью интонации, мимики, жестов дети учатся выражать свои чувства, эмоции ,мысли. В качестве актёров они хотят увидеть в зрительном зале отклик на их чувства и эмоции, сопереживание, радость или печаль. И понимание зрителей. Источником всех этих компонентов служит окружающий мир, сфера внешнего воздействия. Дети, как актёры, учатся выражать свой внутренний мир посредством образов. Дети, как зрители, учатся понимать эти образы.

Значение и специфика театрализованных игр заключаются в сопереживании, познавательности, воздействии художественного образа на личность
Так формируется образное мышление, дети учатся видеть красоту, искренность, доброту. Это формирование происходит на интуитивном, подсознательном уровне. Лишь однажды познакомившись с миром театра, дети навсегда сохраняют в душе ту искру сердечности, которую он в них заронил.

Театр воспитывает человека, развлекая, ненавязчиво. Тематика и содержание театрализованных игр всегда имеет нравственную направленность, они призваны воспитывать в человеке те качества, которые приветствуются в обществе.

Театрализованные игры строятся по заранее известному сценарию, в основе которого – сказки, рассказы, стихотворения, доступные пониманию детей.
Другая особенность театрализованных игр – развивающийся сюжет. Герои постановки активно участвуют в событиях, их диалоги понятны и занимательны. В постановках часто есть возможность импровизировать и развивать тему, включать в постановку новых героев и новые сюжетные линии.
Театрализованные игры и постановки представляют собой сильное, но ненавязчивое воспитательное средство. Участвуя в театрализованных играх, ребёнок как бы перевоплощается, входит в образ, живёт его жизнью. Это помогает ребёнку в реальной жизни понять своё место в обществе, выбрать модель поведения, которая наибольшим образом соответствует его психо – эмоциональному состоянию, позволяет приспособиться к окружающей действительности.

Значение театрализованных игр в развитии детей

Игра оказывает большое влияние на речь ребёнка, он усваивает богатство родного языка, его выразительные средства, использует его интонации для выражения своих эмоций и чувств, преодолевает робость, страх выступления перед публикой, учится уверенности в себе, учится общаться. В свою очередь развитие речи способствует не только эмоциональному, но умственному развитию ребёнка.

Если у детей есть возможность самостоятельно вести театрализованные игры – открывается широкое поле для самостоятельного творчества. Дети-актёры и дети – зрители активно взаимодействуют, вместе радуются и смеются, сопереживают и помогают друг другу. Положительные качества героев постановки поощряются, а положительным персонажам и в реальной жизни. А одобрение взрослыми достойных поступков (будь то помощь по дому или просто опрятный внешний вид) даёт им ощущение удовлетворения, радости.

Театрализованные игры и театральные постановки являются мощным средством всестороннего воспитания ребёнка, формируют у него хороший вкус, обогащают его новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивают интерес к литературе, музыке, художественному творчеству и театру.
Когда ребёнок занят интересным делом, театрализованной игрой – можно надеяться, что в более взрослом возрасте он не будет вовлечён в дурную компанию, не будет подвержен воздействию асоциальных элементов. Станет активным и высоконравственным членом общества.

Навыки, полученные в театрализованных играх, дети смогут использовать дальше в повседневной жизни. Ведь коллектив, сплотивший их в театрализованной игре – это прообраз того коллектива, где они будут учиться, трудиться, а также прообраз семейных отношений. Ведь семья, как ячейка общества – это тоже коллектив, соединённый родственными узами. У каждого там своя роль, своя сюжетная линия.

Разумеется, актёрами станут единицы. Но опыт, приобретённый в детском возрасте, сформирует личность. И от того, какие игры выбирают дети, будет зависеть в этом обществе многое. И взрослые должны направить их, мягко, ненавязчиво, своим личным примером, играя вместе с ними – в нравственно верное русло общественной жизни.

Значение театрализованных игр в развитии детей

Став взрослыми, наши дети продолжат традиции культуры, воспитания подрастающего поколения по пути нравственного совершенствования. Опираясь на нравственный опыт предков, они воспитают следующие поколения высоконравственными людьми.

Поэтому театрализованные игры являются важной составляющей частью формирования личности в современном обществе. Они позволяют детям найти правильные морально – нравственные ориентиры в современном сложном, быстро меняющемся мире. Они позволяют детям понять своё место в этом мире и понять самих себя. Став взрослыми, они будут иметь внутреннюю моральную опору в самих себе, найдут в самих себе силы менять мир в лучшую сторону, уважать других людей, их чувства, их устремления. Они создадут крепкие семьи и смогут преодолевать конфликты, вызванные течением быстро меняющихся обстоятельств.

И это позволит сохранить наше общество, страну и нацию. Сохранить язык и культуру. Сохранить всё хорошее и достойное, чем гордились наши предки, и чем гордимся теперь мы все.






Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Закрыть