Познавательное развитие детей дошкольного возраста

Детство считается самой познавательной и незабываемой порой. Это время исследований, поисков и экспериментов. В этот период ребёнок ищет ответы на все интересующие его вопросы. Чадо является исследователем того мира, который находится вокруг него. Благодаря переживаниям и ощущениям, а также личному опыту происходит познавательное развитие детей дошкольного возраста. Именно в это время формируется мышление, речь, внимание, разнообразные способности.

Ребенок

Развитие ребёнка дошкольника

Если малыш на свет появился здоровым, то у него присутствует врождённый интерес познавать всё новое. С помощью этого происходит его адаптация в окружающем мире. С ростом интерес перерастает в познавательную активность, отвечающую за путь познания того, что раньше изведано не было. После этого развитие приводит к становлению у ребёнка познавательной деятельности, которая более присуща взрослому человеку.

Первый образ окружающего мира формируется в период познавательной активности дошкольника. Очертания сформировываются благодаря таким компонентам:

Развитие ребенка

  1. Отношение к окружающему миру.
  2. Информация.
  3. Процессы познавательного характера.

Все эти составляющие взаимосвязаны между собой. Стоит помнить о том, что развитие познавательной деятельности детей дошкольного возраста и взрослого человека существенно отличаются и не имеют общего. Маленький житель планеты воспринимает окружающее его за счёт эмоций, а взрослый — умом.

У ребёнка на первом месте стоит отношение, а после — информация. У старшего поколения всё с точностью наоборот.

Ранний детский возраст

Познавательное развитие дошкольников происходит в несколько этапов. Его можно условно поделить на следующие стадии:

Первый год жизни

  1. Первый год после рождения. В это время при поддержке окружающих маленький человечек знакомится с окружающими его предметами. Задачей мамы является не только обеспечить крохе должный уход, но и положительное эмоциональное состояние. С поставленной целью можно справиться при помощи ласкового говора, приятного аромата в помещении и ярких игрушек, а также хорошей музыки.
  2. В период 1−2 лет дети уже начинают понимать, что им не нравится, а что подходит. Именно в это время следует закрепить ранее изученный материал и приобрести новые навыки.
  3. До 3-летнего возраста у крохи формируется мышление и интеллект. Дитя полностью погружено в процесс познавания всего нового. В это время познавать окружающий мир можно при помощи игры.

Вторая младшая группа

Ребёнок в возрасте 3 лет воспринимает реальность вокруг себя благодаря предметному содержанию реальности. Все объекты и предметы для чада различные. В это время малыш познаёт всё, к чему прикасается и с чем имеет непосредственный контакт. Предметы рассматриваются с внешней и с внутренней стороны. Но самостоятельное познание скрытых параметров ещё невозможно.

Вторая младшая группа начинает формулировать первые зависимости и связи, то есть взаимосвязь между тем, что находится внутри и оболочкой предмета. Дети этой возрастной категории осознают значение и роль объектов в жизнедеятельности.

Дошкольники

На протяжении месяца хотя бы раз необходимо провести экскурсию по территории садика и познакомить детей с аквариумом, птицами и прочими живыми существами. В этот период маленькому исследователю очень интересны различные природные дары: листья, снежинки, первые весенние цветочки и прочие мелочи.

В таком возрасте формируется схема «помогаем-исправляем». То есть если что-то поломалось, обязательно нужно починить, а когда плачет кто-то, то следует утешить. Важно понимать, что не только в занятиях заключается познавательное развитие дошкольника. Необходимо проводить разнообразные мероприятия в обычной жизни. Главное их запланировать правильно: уход за комнатными и уличными растениями, изучение строения тела, различные наблюдения, индивидуальные разговоры.

Средняя категория

Существенные изменения происходят в 4 года. Обусловлено это такими факторами: формирование запаса образов окружающего мира, высокий уровень овладения речью, совершенствование психических процессов, изменения в мозговом строении. В этот период уровень развития дошкольника переходит на более совершенный и высокий, который от предыдущего отличается значительно.

Дети читают книгу

Малыш усваивает полученную при помощи слов информацию. Благодаря этому переступается познавательная граница близкого окружения. Чтобы облегчить восприятие окружающего мира, следует провести подготовительные мероприятия перед новыми открытиями. Подобный процесс условно подразделяется на такие этапы:

  1. Сначала информацию озвучивают устно.
  2. Демонстративное познание, сопровождающееся рассказом.

Благодаря такому восприятию ребёнок осознаёт и узнаёт ближе предметы, находящиеся вокруг него. Родители и воспитатели вправе самостоятельно подготавливать те предметы, которые малыш будет познавать. Относительно предлагаемого содержимого нужно принять во внимание некоторые факторы:

Занятие оригами

  1. Базироваться оно должно на уже имеющемся опыте и образах.
  2. Взрослый человек должен хорошо разбираться в подаваемой информации, а у ребёнка — проявляться интерес и позитив.
  3. В приоритете должны быть только близкие предметы и объекты.

В этот период закрепляется понятие последовательности. Это важно показать демонстративно. Подходящий период для познания разнообразной трудовой деятельности. Ребёнок должен познакомиться с качественными параметрами материалов: стекла, бумаги, ткани и иных. Можно вместе создавать различные макеты и коллажи.

Старшая и подготовительная

Познавательные передачи

В старшем дошкольном возрасте ребёнок желает познать ещё что-то новое. Они ищут новые источники информации. Для такого возраста присущи следующие способы и средства познания мировоззрения:

  1. Собственная практика и опыт.
  2. Через рассказ взрослого человека.
  3. При помощи познавательных телевизионных передач.

В 5-летнем возрасте ребёнка необходимо учить часам и календарю. При развитии ребёнка старшего дошкольного возраста взрослый человек должен прибегнуть к таким приёмам:

Обученение дошкольника

  1. Загадки и разговоры.
  2. Демонстрация и рассмотрение проблемных случаев.
  3. Обсуждение увиденного.
  4. Грамотные и развёрнутые ответы на интересующие вопросы.

В подготовительной группе ребёнок должен уметь расформировывать информацию по блокам и сферам познания. Полученная информация должна быть закреплена.

Стоит отметить, что познавательная деятельность детей дошкольного периода является непрерывным и увлекательным процессом. Малыш начинает познавать окружающий его мир сразу после появления на этот свет. В строении мозга заложено постоянное восприятие и осознание новой информации. В результате происходят процессы скопления, игнорирования, а также удаления полученных сведений. Чтобы развитие было направлено в нужное русло, родители должны об этом позаботиться.






Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Закрыть