Особенности обучения чтению дошкольников в игровой форме

Очень часто родители при записи детей в школу сталкиваются с требованием умения ребёнка читать, писать и считать. С одной стороны, это облегчает работу учителя, но с другой — создаёт много сложностей для мам и пап, ведь не все детские сады справляются с этой задачей. На помощь приходит игровая форма для обучения чтению дошкольников, поскольку игра — это естественное времяпрепровождение для детей.

Обучение чтению дошкольников в игровой форме

Особенности игровой формы

Существует много показателей готовности ребёнка к началу изучения букв, слогов и слов. Вот некоторые из них:

  • речь ребёнка понятна и развита;
  • богатый словарный запас, использование сложных предложений;
  • способность пересказывать услышанное, при этом рассказ должен быть последовательным.

Занятия по чтению для детей 5−6 лет наиболее эффективны, если проводятся в форме игры. Это объясняется как возрастными особенностями, так и тягой ко всему новому и необычному

Как и у любого процесса, здесь есть свои плюсы:

  1. Дошкольник постоянно активен при получении новой информации.
  2. Ребёнок помогает в создании вспомогательных материалов для занятий.
  3. При проведении уроков чтения для детей не создаётся давления в достижении цели, знакомство с буквами происходит спонтанно.
  4. Проведение уроков в группе сплачивает команду, вырабатывает соревновательный дух, обучает взаимопомощи.

Имеются и минусы:

  1. Возможно возникновение проблемы с послушанием из-за излишнего увлечения детей играми.
  2. Применение игр требует наличия достаточного количества свободного времени.
  3. Иногда возникают сложности при переходе от игровой формы подачи материала к стандартной.

Существует множество разнообразных игр по обучению чтению дошкольников. Конечно же, для каждого этапа есть свои особенности.

Изучение букв

При этом процессе необходимо использовать некоторые правила:

Как обучить ребенка чтению

  1. Называть малышу звук так, как он произносится, а не букву. Например, Б, а не БЭ, С, а не ЭС. Иначе впоследствии у дошкольника возникнут сложности при составлении даже простых слов, поскольку видя слово КОТ он будет его прочитывать как КЭОТЭ.
  2. Не обязательно изучение букв по алфавиту. Процесс обучения должен начаться с самых простых и чаще всего повторяющихся звуков. Для облегчения восприятия и запоминания находим соответствие буквы тому или иному предмету или образу.
  3. Изучение слогов не требует знания всего алфавита, достаточно знать несколько гласных и согласных, чтобы соединять их между собой и составлять слоги.
  4. Узнавание буквы на слух. Определение на какую букву начинается и оканчивается слово. То же самое и со слогами.
  5. Изучению букв помогает обучение письму. Сначала можно предложить ребёнку нарисовать букву, слепить из пластилина или сложить из палочек. Потом уже можно переходить к написанию печатных букв.
  6. Для дошкольников интересна игра Тело-буква, когда буква изображается с помощью тела.

Слоговое чтение для дошкольников

Чтение по слогам

Главным в слоговом чтении является многократное их повторение и запоминание. Можно подготовить карточки со слогами и потом играть со своим крошкой в игры «Магазин», «Почта», «Гости». Попросить его купить в магазине слог «АХ», отправить по почте посылку, в которой будет лежать слог «РО» или угостить пришедшего в гости зайчонка слогом «КА».

Подготовке к чтению помогают различные учебные пособия и буквари. В них могут применяться разнообразные методики обучения: протягивание звуков или изображение слов с помощью набора картинок. Например, слово «СОВА» будет нарисовано с помощью Солнца, Облака, Воды и Аиста.

Слова и предложения

После усвоения ребёнком слогов можно переходить к разбору слов. Существует множество занимательных заданий и упражнений для обучения чтению дошкольников:

  • Вставь букву. Под картинкой прописывается слово, но пропускаются одна или две буквы, в зависимости от сложности слова. Малыш будет подбирать буквы, учиться осмысленному чтению.
  • Картинки со словами, в которой карточки с картинкой и словом внизу разрезаются пополам и потом от ребёнка требуется соединить половинки.
  • Имена. Для неё понадобятся рисунки мальчика и девочки, а также карточки с именами не только хорошо знакомыми дошкольнику, но и редко употребляемыми в его окружении.

Возможно создание игр Магазин, Кухня и тому подобных, в которых родители подготавливают карточки с названием продуктов и предметов, а ребёнок их прочитывает и подбирает нужные для покупки или приготовления еды.

После закрепления навыков осмысленного чтения слов приходит время составлять простые предложения из двух-трёх слов. И здесь опять приходят на помощь игры. Упражнение «Пропавшее слово» помогает осознать значимость предлогов. На карточках пишутся словосочетания, в которых пропущены предлоги. Ребёнок должен подставить нужный предлог. В другом упражнении составляются короткие предложения, в которых у имён прилагательных и глаголов пропускаются окончания. Дошкольник находит нужное окончание.

Уроки чтения в игровой технике

Для улучшения восприятия при чтении можно использовать предложения, в которых отдельные слова заменены картинками. Таким способом могут быть составлены целые рассказы. Можно написать предложения, разрезать на отдельные слова и в произвольном порядке выложить на стол, чтобы ученик мог прочитать набор слов, понять о чём идёт речь и составить правильное предложение.

При освоении текстов необходимо следить, правильно ли понимает ребёнок прочитанное, задавать вопросы, на которые он отвечает либо сам, либо находит ответ в тексте. Надо проводить упражнения по составлению ребёнком коротких рассказов, выбору правильного по смыслу названия из нескольких предложенных вариантов либо составлению окончания уже существующих рассказов.

Советы по обучению

Для облегчения проведения уроков чтения для дошкольников существует несколько простых педагогических подсказок:

Как обучать ребенка чтению в домашней обстановке

  1. Важно понимать, что ребёнок 5−6 лет не может долго делать однообразные упражнения. Поэтому нужно менять упражнения каждые 7−10 минут. Форма игр должна меняться на каждом уроке.
  2. Уроки должны проходить ежедневно, но недолго.
  3. Нельзя оказывать давление в обучающем процессе, поскольку это приводит к отторжению предмета обучения.
  4. Если по каким-то причинам занятие затягивается, надо проводить перерыв на гимнастики.

Для правильного обучения должна быть составлена чёткая программа на несколько месяцев вперёд, главная задача которой − заинтересовать малыша неведомым пока для него процессом чтения.






Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Закрыть