Кризис у дошкольников и детей младшего школьного возраста

Для начала определимся, что кризис это ступенька перехода от одного этапа развития ребенка к другому. Это новый этап в жизни, который нужно принять и понять. Чем ребенок становится старше, тем и структура кризиса сложнее, и причины более сложно организованные, чем у малышей. Рассмотрим кризис семилетнего возраста. Он связан с резкой сменой социальной ситуации развития ребенка, то есть тех отношений, которые складываются у ребенка с окружающей средой.

Дошкольный возраст

В младенчестве это только связь “ребенок – взрослый”, в раннем возрасте: “ребенок – предмет – взрослый”, в дошкольном возрасте к этому добавляются сверстники (именно сейчас детки играют в больницу, магазин и т.д.) и в школьном возрасте добавляется ещё одна фигура – это учитель. Именно в дошкольном возрасте ребенок начинает формировать свою самооценку (ранее это делали родители).

Кризис у дошкольников и детей младшего школьного возраста

Пример. Маленького ребенка взрослые назвали в шутку жадиной и он никак негативно на это не реагирует. А попробуйте назвать жадиной уже семилетнего? Он уже начинает анализировать и рассуждать. Это связано с тем, что его самооценка уже не зависит от взрослого, она уже зависит от него самого.

В связи с добавлением новых составляющих социального развития (сверстники, учитель, новый класс и т.п) очень сильно меняется социальная ситуация. Тут масса влияющих факторов: и как он настроен на посещение школы, и какой учитель, и какие сверстники. Тут как повезет.

Школа

Школа может дать колоссальный толчок в развитии ребенка, а может и надломить. Семилетний ребенок попадает в совершенно иную среду. Ведь раньше он жил и жил своей жизнью, всё было так как есть, а теперь, происходит самооценка, новый коллектив, новый учитель. Причем, авторитет учителя выступает на первом плане, он даже иногда затмевает авторитет родителя.

Всё это не может не отразится на поведении ребенка. В этот момент очень важно быть ему другом, помогать, слышать (а не только слушать), жить интересами ребенка, помогать в этих интересах разобраться, заводить новые традиции, какими бы они не были.

Интересуйтесь своим ребенком, обсуждайте с ним каким он видит свой рабочий стол, спрашивайте какие книги он бы хотел поставить на школьную полочку, какого цвета купить тетрадки и так далее.

Кризис у дошкольников и детей младшего школьного возраста

Конечно где-то ребенок скажет глупость, но взрослый всегда может выправить это на свою сторону, а чаще дети скажут очень правильные вещи и слышать их это наша задача, и сделать так, чтобы школьная жизнь была лучше адаптирована это тоже наша задача.

Если в школе совсем незнакомые ребенку детки (конечно хорошо если он знает кого-то по детскому саду), помогите ему: пригласите одного-двух к себе домой (а если день рождения у ребенка, то это отличный повод). Пусть ребята пообщаются в непринужденной обстановке, ведь так проще подружиться, правда? И уже “не хочу идти в школу” превратится в “хочу, там Петя, Маша, Оля,…”. Это советы конечно не для всех. Порой дети очень коммуникабельны и эта помощь не требуется. Отлично! Значит кризис пройдет гладко и почти незамеченным.

Любой кризис нужно встречать как данность того, что начинается новая ступень развития. Это очень помогает, и взрослым, и детям.

Далее идет подростковый возраст, про который можно говорить часами. Ведь подростковый возраст это и есть один большой кризис. Ребенок уже начинает познавать не мир, а себя в этом мире. Это возраст как мостик между детством и взрослой жизнью. Но это уже тема для другой статьи…






Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Закрыть