Кризис 7 лет у ребенка: признаки, коррекция поведения

Кризис 7 лет в возрастной психологии — это период адаптации к новой социальной ситуации (школе) и смене ведущей (игровой) деятельности на учебную. Наступает он в 6−8 лет и продолжается в среднем два месяца. У ребенка формируется потребность участвовать в значимой деятельности, появляется желание учиться, быть как взрослый. Школа в данный период является аналогом профессиональной деятельности.

Кризис 7 лет у ребенка

Психологические характеристики возраста

Новообразование 7-летнего возраста — это психологическая готовность к школе, или внутренняя позиция школьника (хочет и может учиться). К ней относятся:

Возрастная психология кризис семи лет

  1. Морфофизиологическая зрелость. Подразумевает соответствие психофизиологического развития общепринятым нормам, отсутствие задержек и других патологий.
  2. Предметная готовность. К семи годам дошкольник должен знать цифры и буквы, уметь рассказывать о себе, своей семье, знать цвета, свойства предметов, названия животных, природных явлений. Он может придумать и рассказать или пересказать сказку. Активный словарный запас — около 2 тысяч слов.
  3. Психологическая зрелость. Выраженность познавательных мотивов, их преобладание над остальными желаниями, способность к саморегуляции в поведении и деятельности, зрелость когнитивных компонентов.

Преобладание учебно-познавательных мотивов важно для успешной адаптации в школе, легкого и интересного обучения. Первоклассником должно руководить желание общаться с преподавателем и одноклассниками, узнавать новое. Это внутренняя мотивация, которая отвечает за качество обучения, вовлеченность в процесс. Внешняя мотивация типа оценок, красивого портфеля или игр на переменах не даст такого результата. Если у ребенка преобладают игровые мотивы, значит, он не готов к школе.

Будущий первоклассник должен уметь обобщать и классифицировать, выявлять причинно-следственные связи, выделять главное и подводить итоги. Семилетка способен оценивать себя, других людей, судить о том, что хорошо, а что плохо.

Деятельность и поведение подчиняются правилам, воле дошкольника. Он сам планирует активность, расставляет приоритеты.

Симптомы и суть кризиса

Кризис семи лет — показатель готовности ребенка к школе. Если поведение не меняется, значит, на психологическом уровне он все еще дошкольник. К признакам кризиса 7 лет психология относит:

Как помочь ребенку

  • тревожность, задумчивость и серьезность вместо детской непосредственности;
  • манерничанье, кривляние, клоунаду;
  • негативизм, эгоцентризм;
  • упрямство, нарочитую взрослость;
  • своеволие;
  • обесценивание и деспотизм (грубость, разрушения, оскорбления);
  • строптивость и протест;
  • отстаивание своей позиции (споры, несогласие, капризы, агрессия).

Признаки кризиса

О наступлении кризиса свидетельствуют резкие и серьезные изменения в поведении. Шумные, открытые, подвижные дети становятся замкнутыми и тихими, а скромные постоянно претендуют на внимание.

Кризис — это бунт, переломный момент. Человек хочет жить по-другому, но пока не знает, как добиться желаемого. Задача родителей — направить ребенка, дать ему инструменты, необходимые для удовлетворения назревшей потребности, освоения новой роли, вхождения в новую ситуацию развития. Продолжительность кризиса зависит от особенностей ребенка и поведения родителей.

Рекомендации по преодолению

При грамотном подходе родителей, сын или дочь превратится в помощника, союзника. Что для этого нужно:

Капризные упрямые дети в 7 лет

  • поддерживать и поощрять самостоятельность ребенка;
  • относиться к нему как к равному партнеру, избегать слов «маленький», «малыш» и подобных им;
  • помогать только при необходимости и ненавязчиво, больше наблюдать, но всегда быть доступными;
  • уважать мнение ребенка, учитывать его интересы, обращаться к нему за советом;
  • поддерживать, особенно в моменты гримасничаний (так дошкольник пытается скрыть чувство вины, детские эмоции, желание играть — ведь пока он умеет только это, но взрослые так себя не ведут);
  • избегать критики, наказаний, порицания (в семь лет дети концентрируются на негативе, бурно реагируют на критику);
  • поощрять, хвалить за любую мелочь;
  • проявлять терпение, не обижаться и не оскорблять ребенка в ответ;
  • запреты и требования подавать в форме просьбы, пожелания, предлагать альтернативу, всегда предоставлять выбор;
  • серьезно относиться к любым переживаниям дошкольника, не обесценивать его чувства и важность событий;
  • уважать личное время и пространство отпрыска.

Чем сильнее родители игнорируют взрослость дошкольника, подавляют его, тем непослушнее и агрессивнее будет его поведение. Ребенку нужно, чтобы с ним считались, предоставляли свободу.

Преодолеть кризис поможет детская сказка. Дошкольникам сложно открыто делиться переживаниями, но они легко сделают это от лица главного героя. Да и образное мышление на этом этапе развито лучше, чем логическое.

Сказки предназначены для:

Психологические проблемы у детей

  1. Избавления от страхов и тревог. Можно попросить ребенка самому придумать сказку — невольно он упомянет в ней свои переживания. Второй вариант: зная о проблемах ребенка, родители сами придумывают сказку с похожим сюжетом и благополучным концом.
  2. Нравственного развития. Одна сказка — один ответ на сложный жизненный вопрос или воспитание конкретного качества, формирование определенной жизненной установки. Например, о том, что нельзя драться, но нужно уметь защищаться.

В 6−7 лет у ребенка формируется представление о самом себе. Наблюдаются первые проявления рефлексии, активно развивается самосознание. Самооценка формируется на основе мнения его окружения. Потому важно говорить ребенку о том, что он способный, сильный, умный, рассудительный и т. д.

Признаки завершения

Для завершения кризиса характерны:

Советы доктора Комаровского

  • децентрация вместо эгоцентризма;
  • восстановление свойственного ребенку поведения;
  • произвольность и контролируемость психических реакций;
  • спокойствие, нормализация сна, уход детских страхов и ночных кошмаров.

Развитие детей индивидуально, и физический возраст иногда не соответствует психологическому. Если ребенок не готов к школе, рекомендуется повременить с поступлением, уделить еще немного времени подготовке. В противном случае обучение может вызвать дезадаптацию.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Закрыть