Как помочь ребёнку научиться писать цифры правильно

Новоиспечённые первоклассники сталкиваются со многими трудностями. Математика — один из основных уроков в начальной школе. Успеваемость по этому предмету зависит не только от смекалки и ума ученика, но и от того, насколько быстро он научится писать цифры и решать задачи в тетради. Если подготовить ребенка к изображению математических знаков заранее, то многие школьные сложности и волнения первого года пройдут стороной.

Учимся писать цифры

Подготовительные упражнения

Наилучшее время для начала подготовки к школе — 5.5–6 лет. В этом возрасте дети обычно уже понимают смысл понятия «число», с лёгкостью могут посчитать предметы в пределах 10, умеют обращаться с карандашом или фломастером и вести линии в нужном направлении. Это значит, что начертание математических знаков будет осмысленным и не слишком трудным.

Правила написания

Прежде чем учиться писать цифры, малыш должен безошибочного узнавать и различать их между собой. Начинать такую работу рекомендуют уже в 4-5 лет. Для малышей можно предложить следующие задачки:

Цифра 8

Цифры и фрукты

  • вставлять деревянные цифры в рамку-вкладыш и проговаривать их названия;
  • разгадывать загадки, где ответом будет количество (сколько глаз у светофора? сколько лап у кошки?), показывая деревянное или пластмассовое изображение числа;
  • выкладывать единицы, двойки, восьмёрки камешками, пуговицами;
  • лепить изображения чисел из пластилина;
  • показывать крупные очертания чисел в воздухе, на песке или манке (важно рисовать их в соответствии с алгоритмом написания);
  • протаптывать силуэты на снегу и просить ребёнка угадать, что это за цифра;
  • читать стихи про числа и количество (например, стихотворение С.Я. Маршака «Весёлый счёт»), рассматривать иллюстрации к ним;
  • раскрашивать крупные рисунки, где подписано количество предметов;
  • искать цифры на вывесках в магазинах, номерах автомобилей, табличках с адресами домов и называть их.

Важным моментом является поддержание интереса дошкольника к счёту и записи его результатов. Нужно использовать максимально разнообразные прописи, обыгрывать начертание и подбирать ассоциации на каждое число.

Цифра 1

Часто дошкольники путают цифры между собой, изображают их «зеркально», поворачивая в непривычную сторону или вверх ногами.

Такие ошибки не должны пугать родителей: они являются нормой для детей до 7-8 лет, однако исправлять их всё же следует сразу, чтобы ребёнок не запомнил ошибочный вариант.

Общие правила

Приступая к занятиям, следует обратить внимание на осанку и посадку ученика: спина прямая, локти лежат на поверхности стола, ноги стоят на полу или подставке полной стопой (угол под коленкой 90 градусов). Рабочее место должно быть свободно от отвлекающих игрушек, мешающих бумажек.

Цифры от 1 до 10

Нужно предварительно научить дошкольника ориентироваться на листе бумаги (показать верх, низ, право, лево, центр).

Чем младше ребёнок, тем крупнее должны быть изображения чисел. На первом этапе можно использовать нелинованную бумагу и рисовать овалы-ноли или двойки-тройки размером 3-4 см, постепенно их уменьшая. Дошкольников 6-7 лет можно учить писать в тетрадях в крупную клетку (диаметром чуть меньше 1 см). Первоклассники уже стараются помещать изображение числа в пределах одной клетки (0.5 см).

Основной алгоритм

Проще всего использовать специальные печатные тетради, содержащие готовые задания для дошкольников. В таких прописях вначале нужно обвести изображение числа по точкам, затем повторить написание отдельных элементов (линии, полукруга, овала), а потом уже воспроизвести полностью цифру. При работе в тетради общие правила таковы:

Позновательные картинки

  • одна цифра занимает одну клетку;
  • знаки располагаются в правой части ячейки под наклоном;
  • правая часть изображения касается правой стенки квадрата;
  • любой знак состоит из отдельных элементов, которые пишутся отрывно (в четвёрках, пятёрках, семёрках) или слитно (в двойке, восьмёрке, ноле и др.).

Правильное направление линий движения карандаша можно увидеть на рисунке ниже:

Особенности написания

Особенности написания

Чаще всего ребёнок учится изображать количество начиная с единицы. Для её изображения требуется поставить точку в середине клетки и от неё вести ровную линию в верхний правый угол, а от него вниз и слегка наискосок влево.

Далее можно увидеть в прописи, как писать цифру 2. Она включает изогнутую и прямую линии. Проще учиться писать цифру 2, совершая чёткие и резкие движения: сначала полукруг вниз, затем уверенная горизонталь слева направо.

Тройка — одна из самых простых в начертании, но часто дети пишут оба полукруга одинаково. Тогда как в идеальном варианте верхний элемент должен быть чуть меньше, чем нижний.

Цифра 4

Трудность изображения четвёрки состоит в том, что многие дошкольники уже умеют рисовать её печатный вариант, состоящий из треугольника вверху и вертикальной палочки справа, а письменный знак несколько отличается. Лучше всего сразу показать ребёнку правильное изображение, чтобы избежать лишних сложностей.

Чтобы научить будущего первоклассника, как писать цифру 5, нужно сначала объяснить ему порядок начертания отдельных её элементов: вначале проводится вертикальная черта из середины верхней границы вниз до центра клетки, затем из этой точки изображается полукруг справа до нижней границы ячейки, и только потом, с отрывом руки от листа, чертится верхняя горизонтальная линия пятёрки.

Цифра 6

Начертание шестёрки важно разграничить с изображением девятки, поскольку зрительно эти знаки очень похожи. Писать 6 нужно начинать в верхней части клетки, на правой линии пересечения, немного не доводя до внешнего края. Вначале пишется «хвостик», который плавно переходит в круг.

У девятки начальная точка чуть ближе к середине, от неё изображается сначала овал, а затем линия идёт вниз, загибаясь по нижней границе клетки. Если шестёрка пишется практически в один приём, безотрывно, то 9 состоит из двух чётко разграниченных графических движений: круг, пауза, изогнутый «хвостик» вниз.

Семёрка пишется практически идентично единице, но добавляется поперечная горизонтальная полоска, проходящая через центр вертикальной линии.

Учимся писать по точкам

Перед тем как научить ребенка правильно писать цифру 8, следует учесть, что дети часто составляют восьмёрку просто из двух поставленных друг на друга кругов, наподобие снеговика. Такое изображение получается неаккуратным, поэтому нужно научить будущего школьника рисовать 8 безотрывно, путём ведения изогнутых линий через центр клетки. И также нужно отметить, что верхний овал должен получиться чуть меньше, чем нижний.

Последняя изучаемая цифра — ноль: ее главная особенность состоит в том, что он изображается как вытянутый по вертикали овал, а не круг.

Работа в прописях и многократная тренировка в написании цифр позволит будущему школьнику сформировать устойчивый двигательный навык, благодаря которому в школе он будет уверенно изображать знаки. В этом случае ученик сможет сосредоточиться на математических заданиях, а не на том, как написать цифры.






Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Закрыть